11.05.2016Как показать Яндекс Панорамы где угодно
История
Когда Яндекс Панорамы только появились, и мы захотели разместить их у себя в портфолио на сайте, нам приходилось довольствоваться скриншотами наиболее удачных ракурсов, потому что никакого другого способа показать Яндекс Панораму кроме как на Яндекс Панорамах не было.
Со временем, сменился плеер и появился код вставки вида:
<script src="//panoramas.api-maps....."></script>
Но никакого способа управлять, кроме как переходить по стрелкам, в нём не предусмотрено. Мне стало интересно, можно ли что-то с этим сделать. И поэтому сегодня, дорогой читатель, мы поиграем в хакеров. Вредить мы никому не будем: хакеры вредители — это только часть хакеров. Иначе говоря, приспособим под наши запросы то, что изначально под них не было предназначено.
Параметры
Сначала посмотрим на адрес. Сразу видно две вещи. Никакого уникального идентификатора панорамы в нём не присутствует. Если переходить между панорамами не меняя направление взгляда, и копировать код для вставки на сайт, то различаться будет только один параметр:
ll=37.61782676%2C55.75074572
Это же долгота и широта (в таком порядке) через запятую! Второе, с чем сразу же хочется повозиться — это параметр:
size=690%2C495
Это ширина и высота окна через запятую. Если посмотреть на то, как работает скрипт, и что он оставляет после себя на странице, то совсем не обязательно лезть и деобфусцировать код. Всё понятно: скрипт создаёт вместо себя тег iframe и другой тег script, а себя удаляет. Параметр size и задаёт размеры айфрейма.
Уже этого нам достаточно, чтобы собрать небольшой плеер панорам с картой, который по клике на карте открывает панораму из этого или ближайшего места. Для примера я использую Leaflet. У него такой приятный синтаксис и процесс!
var latlng = L.latLng(55.75074572, 37.61782676);
var $map = L.map('map', {center: latlng, zoom: 15});
L.tileLayer('https://{s}.tile.openstreetmap.org/{z}/{x}/{y}.png').addTo($map);
function openPanoramaAt(latlng) {
var panoDiv = $('#panorama');
var panoScript = document.createElement('script');
panoScript.type = 'text/javascript';
panoScript.src = 'https://panoramas.api-maps.yandex.ru/embed/1.x/?lang=ru&ll=' + latlng.lng + '%2C' + latlng.lat + '&ost=dir%3A0.0%2C0.0~span%3A130%2C70.26418362927674&size=' + panoDiv.width() + '%2C' + panoDiv.height() + '&l=stv';
panoDiv.empty();
panoDiv[0].appendChild(panoScript);
}
openPanoramaAt(latlng);
$map.on('click', function (me) {
$map.panTo(me.latlng);
openPanoramaAt(me.latlng);
});
Кроме лифлета я, конечно, люблю джейквери. Но, к сожалению, на нём невозможно вставить тег script, чтобы он заработал. Поэтому тут немного намешано.
Но нам нужно идти дальше. Ведь внутри панорам можно переходить по стрелкам, а у нас это никак не отображается на карте. Что же делать?
Человек посередине
Чтобы определить, что делает скрипт, у нас и так уже открыт инспектор страницы. Теперь, дорогой читатель, давай переключимся во вкладку «сеть».
Переходя по стрелкам мы увидим, что, кроме всего прочего, плеер запрашивает файлик по адресу https://panoramas.api-maps.yandex.ru/panorama/1.x/?l=stv&lang=ru_RU&...&format=json. Тут уже нет широты и долготы, а присутствует идентификатор, но если открыть этот джейсон в новой вкладке, то внутри него мы увидим нужные нам координаты:
JSON.parse(response).data.Data.Point.coordinates
То, что браузер видит это запрос, означает, что скорее всего в основе лежит XMLHttpRequest. Так как заголовка Content-Security-Policy не видно (по правде сказать, настраивать его довольно сложно, и обычно если кто и прописывает такой заголовок, то там среди прочего есть unsafe-inline), то мы попробуем подслушать, о чём говорит плеер с сервером.
Можно не изобретать велосипед и просто поискать, как это делают уже до нас. В нашем случае плеер находится внутри генерящегося на лету айфрейма и именно класс внутри этого айфрейма нам и надо подменить. Для этого используем модный нынче MutationObserver. Я собрал работающий пример на jsfiddle, и предлагаю его вниманию дорогих читателей.
Сразу видно несколько недостатков:
- Размеры панорамы не адаптируются при изменении размеров окна.
- Невозможно отследить направление взгляда, чтобы показать его на карте. Я рылся в объектах, но ничего не нашёл.
- Пришла беда, откуда не ждали: случился прогресс!
Правильный API
Тема этого топика была запланирована у меня некоторое время назад. И основные фишки были опробованы и сделаны тоже некоторое время назад. Но когда я сел писать конкретный код, то обнаружил, что в стандартной поставке API карт уже есть панорамы. Произошло это в прошлой версии 2.1.38 от 31 марта 2016. Сейчас я работал с 2.1.39. Всего 42 дня как можно ставить панорамы на карты!
Конечно же, я собрал такой же пример на API Яндекс Карт. (Всё-таки синтаксис лифлета намного изящнее, извините). Это настолько новое явление, что даже не входит в стандартный полный набор модулей. Заметьте во внешних ресурсах слева я написал для загрузки (иначе не работает):
load=package.full,panorama.isSupported,panorama.locate,panorama.createPlayer,panorama.Player
Недостатки «хакерского» метода отсутствуют. Плеер следует за размерами элемента. Для изменения параметров просмотра есть специальные события, поэтому можно рисовать на карте направление взгляда. В моём примере это не сделано, конечно.
Так что с точки зрения дальнейшего использования, моё решение утратило свою актуальность. Но с точки зрения образовательной — очень даже отличный материал, я считаю!
Отдельно ссылки:
02.05.2016Апрель
Совершенно растерял все навыки выступления на публике. В этом месяце случилось два выступления на конференциях. Хорошо, что я готовился и репетировал. За, кажется, 8 или больше лет, что я не говорил на более трёх человек, почти утерян навык вести нить повествования. Хорошо бы ещё попрактиковаться. Больше всего практики было ещё в школе, когда я попал в околопедагогическую тусовку. Похожую тусовку мы встретили, когда отдыхали в прошлом году в «Веретьево» (вот, кстати, что из них вышло).
♯♯♯
У меня всегда очень плохо с границами. Не с теми, которые мы проводим при рассмотрении окружающего мира, чтобы определить, что одинаковое, а что разное, а с границами людей. Например, я не знаю, к кому можно зайти в гости, а к кому нет. Или с кем нужно обниматься, целоваться, жать руку при прощании, а с кем нет. Это как слепое пятно. Поэтому вокруг меня в основном либо люди, которые довольно сильно позволяют в их границы вторгаться, либо с которыми границы всегда неприкосновенны. Также слабо я чувствую и свои границы: либо отторгая чрезмерно, либо себе во вред. Либо ещё можно откровенно и чётко договориться на берегу про всё, но это далеко не со всеми. В этом смысле спорт, и файт в частности — это как постоянное упирание носом в свои границы. Осязаемые пределы возможностей, с которыми очень трудно встречаться.
♯♯♯
Одно из дел, которое мы сделали в поездке в Швейцарию — отправили свою слюну в 23andme. Будем надеяться, что ДНК не врёт, если не врёт и не ошибается лаборант.
♯♯♯
Возраст учит относиться ко всему легче. Можно сколько угодно осуждать разные качества и особенности, типа праздности, разгильдяйства или поверхностности, но достаточно увидеть один пример успешного сочетания оных, чтобы усомниться в их опасности. Такое дружественное: «если такой эффективный, то почему такой напряжённый»?
♯♯♯
Недавно писал в твиттер, что жду, когда искусственный интеллект будет собирать деньги на кикстартере. А тут меня поразила догадка. Я уже давно зарегистрировался на проекте CodingGame. Это такие игрушки для программистов. Решение головоломок с помощью программирования. Периодически там проходят соревнования по написанию микро-ИИ для решения игровых задач. То есть запрограммированный ИИ должен играть в игру по правилам и победить другие ИИ. И тут я подумал. А что, если весь этот проект создал искусственный интеллект и через геймификацию (да, там есть ачивки и бейджики) и соревнования заставляет людей программировать себе армию искусственных интеллектов, которые, между прочем, выигрывают сражения, хоть и симулированные!?
27.04.2016Стрелки для krpano на несуществующем языке
Когда-то давно, когда мы начинали делать панорамы для Яндекса, я написал для них плеер на флэше. Он потом был им полностью с потрохами передан на поддержку и значительно доработан. А сейчас уже, кажется, сдан в утиль. На смену флэшу приходит html5. И в прочих проектах, кроме наших внутренних, старый плеер тоже уже не используется.
Новый плеер написать пока так и не доходят руки, хотя, возможно, и придётся это сделать. Поэтому мы пользуемся уже готовыми продуктами. Например, плеер krpano. О моей с ним работе и хочу рассказать. Вот, где мой интерес к разным языкам сыграл свою роль.
Стрелки
Клаус разрабатывал свой плеер на стыке эпох, и поэтому он у него поддерживает как флэш, так и html5. По сути же это два плеера, которые работают с одним набором данных. Для панорамы обычно это изображения и некоторое описание, как их друг к другу приладить и что разместить поверх. В данном случае — это файл xml, спецификация которого довольно хорошо документирована.
Передо мной встала задача создать стрелки как в панорамах улиц. Математика у них не очень сложная, а для реализации я решил использовать встроенные в плеер хотспоты. Они позволяют рисовать многоугольники любой формы поверх панорамы.
Поскольку кроме фотографий плеер использует только xml, то автору пришлось придумать свой язык программирования, который бы позволял программировать внутри xml. Можно, конечно, вызывать функции джаваскрипта, но во-первых, это тормозит флэшовую версию, а во-вторых, в чём же тут интерес?
Язык напомнил мне ассемблер, хотя мне не довелось на нём много программировать. По сути это польская нотация, для которой проще всего писать интерпретатор. При этом отсутствует вложенность операций. Функции не возвращают значения (кроме одной), а изменяют аргументы. И самое главное не запутаться, где нужна переменная, а где её значение.
В общем, дорогой читатель, это очень интересный опыт. Я рекомендую всем писать хоть изредка на незнакомом языке. Освежает восприятие. Единственная проблема в том, как потом сделать что-нибудь сложнее. Если мне захочется усложнить математику и позволить наклонять стрелки относительно горизонта, то как быть?
Сжатие
Для тестирования я решил использовать микро-сервер node.js, а вместе с ним инструмент для исполнения задач gulp. Одна такая задача — убирать лишние пробелы в придуманном скриптовом языке krpano. Не столько для обфускации или экономии трафика, сколько опять же для интереса.
Для сжатия xml я нашёл pretty-data, а недостающий кусок дописал:
var gulp = require('gulp'),
prettyData = require('gulp-pretty-data');
// Minify krpano action
function minifyAction() {
function dry (file, cb) {
file.contents = new Buffer(String(file.contents).replace(/(<action.+?>)([\s\S]+?)(<\/action>)/ig, function (str, opentag, cnt, closetag) {
return opentag + cnt.replace(/\s*(^|[;,=!])\s*/g, "$1") + closetag;
}));
cb(null, file);
}
return require('event-stream').map(dry);
}
// Minify plugin xml
gulp.task('xml', function () {
return gulp.src('dev/arrows.xml')
.pipe(prettyData({type: 'minify'}))
.pipe(minifyAction())
.pipe(gulp.dest('arrows/example/'));
});
В общем, если вдруг вы используете krpano, то милости прошу за моими стрелочками. Для них мне тоже пришлось изобрести, как внутри xml задавать форму и поведение опорной точки (см. пример на странице плагина).
Ссылки
- Виртуальный тур по Арктике с моими стрелками.
- Репозиторий krpano-arrows на гитхабе.
- Страница плагина на krpano.com.
25.04.2016Швейцария апрель 2016
Чтобы не затягивать.
Детали
В Швейцарии начали менять банкноты. Текущая серия самых красивых банкнот, что я когда-либо видел, была выпущена аж в 1995 году. С 2016 года Национальный банк Швейцарии решил выпускать новую серию. Больше степеней защиты, меньше размер, чтобы влазить в большее количество кошельков. Начали плавно, с одной банкноты. В городах висят плакаты. Продавцы в магазинах бурчат: «Что за фантики выпустили?» Ребята, но ведь и до этого ваши самые красивые банкноты все эти 20 лет все остальные, кроме вас, считали фантиками!
Кстати, о деньгах. В Историческом музее Люцерны совершенно отличная стойка с монетами. Они выдвигаются на плоских ящиках по эпохам. Рядом лежит сканер штрих-кодов. А на мониторе показывают крупнее изображение и пишут, что там изображено, и когда было в обращении то, что отсканировано.
По-прежнему не отпускает «лебедевское краеведение», даже после двухлетнего перерыва от поездок за границу. В этот раз заметил, что в Цюрихе говноскрёбы для обуви на домах обращены к стене дома, чтобы упираться руками в стену, когда отскребаешь подошвы, а в Люцерне — перпендикулярно стене, чтобы чистить обувь, прислонившись к стене плечом. Но фоток не будет, как и обувь о них уже никто давно не чистит.
Уже писал, что швейцарцы изобрели шрифт гельветику и вёрстку по сетке. Немецкоговорящая Швейцария — это место, где порядок управляет человеком, а не наоборот. Вот, например, в «коммиссионку» зашли. Стоечка с б/ушными горшками:
В центре города полно домов, на которых написано, что построены они в 13хх годах. Практичный подход: стены стоят давно, но отделаны каждый раз с ремонтом. В итоге всё не разваливается и не требует дорогостоящей поддержки вида «под старину», и при этом настоящее старьё. Некоторые детали оставляют «как было». Например, даты над окнами и дверями. Они, кстати, означают не год, когда дом построен, а год, когда окно или дверь прорублены.
В Ботаническом саду Цюрихского университета видели цветок, который пахнет тухлой рыбой. Я знал о его существовании, но реальность запаха так меня поразила, что я его для вас сфоткал:
Музеи
В Цюрихе мы нашли экспозицию в виртуальной реальности. В пустом помещении с тегами на стенах ты ходишь с планшетом, глядя через него на виртуальную шибу, которая зовёт за собой и награждает всяким случайным хламом за послушание. Работа Иана Ченга. Случайно сгенерированный контент (и ВР и видео), который может занять столько времени, сколько ты можешь потратить. выглядит примерно так.
Музеи науки, конечно, — мои любимые. Посетили огромнейший музей «Технорама». Это, скажу я вам, в разы круче всех парков развлечений. Снаружи. Внутри.
Также мы ездили в Люцерну. Там проходил юбилейный 25-й фестиваль комиксов Фуметто. Мне нравятся комиксисты. У них чаще порядок с сюжетом и персонажами, чем у прочих иллюстраторов и художников. Я человек простой и не готов сильно напрягать воображение, чтобы получить удовольствие от искусства.
Ира с ребятами участвовали и сделали комикс «PersonaЖ». Который выставлялся в отеле, в здании которого раньше была тюрьма. Он так и называется The Jailhotel.
Про оформление мероприятия хочется сказать отдельно. Все сопутствующие микро-выставки проходили по всему городу. Так называемые «сателлиты» проходили в отелях, ресторанах и магазинах. Поскольку расписание магазинов не совпадает с режимами работы фестиваля, то основная экспозиция делалась, как правило, в витрине. И это, скажу я вам, весьма круто. Вот, например, ювелирный магазин, где работы использованы как подставки для украшений, которые лежали там и до этого.
Заглавные выставки были отличные. Совершенно безумный картон от психопата Сейко:
Самое, на мой взгляд, крутое размещение выставки в городе — это «Неизвестная история роботов», которую разместили в Историческом музее. Том Голд, я уверен, изучил музей и вписался туда просто суперски. Среди настоящих исторических экспонатов его экспонаты была помечены специальным знаком. Интересно их находить и заодно можно к истории приобщиться.
Да и сама история роботов по тематике ложится в концепцию музея.
Литературный клуб
Пользуясь случаем посетили «Литературный клуб в Цюрихе», который делает наша очень хорошая подруга. Вот уже два года он проходит в помещении с некоторым количеством сохранившихся старых фресок.
Особо отмечу две вещи.
- Это очень круто, когда то, что человек делает для удовольствия, вырастает во что-то заметное и оформившееся. И можно позвонить и не просто какая-то Саша приглашает известного режиссёра или писателя, а предложение к нему поступает принять участие в Литературном клубе. Том самом!
- Эта встреча была посвящена Достоевскому, который в Швейцарии жил, и многие герои романов которого как-то со Швейцарией пересекались. Я не очень любил читать в школе, да и сейчас почти не читаю не по работе. Но обсуждение тонкостей творчества и биографии Достоевского людьми, которые, во-первых, эмоционально вовлечены, а во-вторых, находятся в общем подробном контексте, вызвало у меня желание восполнить пробелы конкретно в Достоевском. Очень вдохновляюще.
14.04.2016Автоматическое монтирование папки NFS
Источник вдохновения
Кроме рабочих процессов и случайного вдохновения, самым надёжным источником программерских задач является повторение. Одно из самых ярких чувств удовлетворения наступает от того, что не нужно делать то, что вынужден был делать до этого сто раз.
В работе мы используем сетевые хранилища данных. Они не так гибки в настройке, как обычные компьютеры, но работать можно. Для монтирования дисков на рабочие машины мы используем протокол NFS. И он, вместе с этими устройствами, доставляет множество мелких проблем.
Одну из таких проблем решает быстрый пинг из предыдущей статьи. Потому что хуже того, чтобы пытаться монтировать выключенное хранилище может быть только выключение замонтированного хранилища.
Но сегодня мы будем бороться с тем, что каждое хранилище требует по-разному к нему обращаться с рабочей машины.
Имя, сестра!
После выполнения одинаковых инструкций — настройка адреса, создание папки c именем, например, storage, предоставление к ней доступа по NFS — на хранилищах разных марок оказываются доступны разные папки. Тут нам на помощь приходит showmount:
$ showmount -e 192.168.4.50
Exports list on 192.168.4.50:
/storage
/homes
/Web
/Usb
/Recordings
/Public
/Network Recycle Bin 1
/Multimedia
/Download
$ showmount -e 192.168.4.60
Exports list on 192.168.4.60:
/volume1/storage *
Мы бы могли на первом хранилище создать руками папки /volume1/storage, но всегда может появиться устройство с другим названием корневого раздела. Вот и первый кусок кода, где мы определяем имя удалённой папки:
NFSPOINT=`showmount -e $HOST | grep storage | awk '{print $1}'`
autofs
В случае с постоянными включениями-выключениями и переносами хранилищ одним из хороших решений является autofs. В таком случае нам нужно только автоматически конфигурировать его по запросу. Если в нашем /etc/auto.master написано:
/mnt/autofspts /etc/auto.myrules
То по запросу можно писать нужную конфигурацию в /etc/auto.myrules таким образом:
#!/bin/bash
address=192.168.4.50
folder=somefolder
if ping -A -s16 -i0.5 -c3 -q $address > /dev/null 2>&1; then
set -o pipefail
mount_point=`showmount -e $address | grep storage | awk '{print $1}'`
if [[ $? == 0 ]]; then
entry="$folder -fstype=nfs,rsize=8192,wsize=8192,noatime,nodiratime,intr,async $address:$mount_point"
case "$mount_point" in
/storage)
model="QNAP"
;;
/volume1/storage)
model="Synology"
;;
*)
model="unkonwn"
;;
esac
output="$address:$mount_point $model"
if [ "x$(cat /etc/auto.myrules)" = "x$entry" ]; then
echo $output
else
echo $entry > /etc/auto.myrules && echo $output configured
fi
else
exit 101
fi
else
exit 102
fi
Тут мы делаем сразу несколько волшебных вещей:
- Пингуем перед тем, как смотреть на папки;
- Определяем марку из уже известных хранилищ;
- Сверяем, что уже написано в конфиге и не пишем, если там всё ок;
- Возвращаем разные статусы для разных ошибок.
Тут, однако, нужны права суперпользователя, чтобы писать в конфиг. О том, как я поступаю с суперпользователями на некоторых рабочих машинах я расскажу дальше.
sudo mount
Всем хорош autofs, кроме того, что не проверяет, опять таки, включена ли машина, прежде чем лезть на неё. Что приводит, например, к зависанию процедур листинга папок со ссылками внутрь внешних хранилищ. Вполне возможно обойтись просто командой mount. Но в случае, когда тома не прописаны в /etc/fstab, для монтирования нужны права суперпользователя. А автоматически править /etc/fstab очень не хочется.
На машинах, где все знают пароль для sudo я пользуюсь совершенно беззастенчиво совершенно опасной возможностью sudo получать пароль из стандартного ввода:
#!/bin/bash
NAME=$1
POINT=$2
HOST=$3
if mount | grep $POINT -c > /dev/null; then
./ping.sh $HOST && echo -e "[\e[0;32mOK\e[0m] Already mounted $NAME" || ( echo -e "[\e[0;31mFAIL\e[0m] $NAME is mounted but unreachable. Check if it's powered and connected" && exit 1 )
else
if ./ping.sh $HOST; then
NFSPOINT=`showmount -e $HOST | grep storage | awk '{print $1}'`
echo "password" | sudo -S -p "" mount -tnfs -o"rw,rsize=8192,wsize=8192,noatime,nodiratime,intr,async" $HOST:$NFSPOINT $POINT && echo -e "[\e[0;32mOK\e[0m] Successfully mounted $NAME" || ( echo -e "[\e[0;31mFAIL\e[0m] Unable to mount $NAME" && exit 1 )
else
echo -e "[\e[0;31mFAIL\e[0m] $NAME is unreachable."
exit 1
fi
fi
Конечно, кусочек echo "password" | sudo -S -p "" mount вызывает резонный вопрос: «А почему бы тогда не сделать sudo без пароля для данного пользователя?» Ответ тут такой, что за этой машиной работают не только роботы, но и люди, а человека ввод пароля, пусть даже и такого, который все знают, вводит в более сосредоточенное и серьёзное состояние.
Вопрос для самостоятельного изучения
Если вдруг вы знаете, как справляться ситуацией, когда замонтированное (любым способом) хранилище NFS выключили, то напишите мне.
sudo umount -f -l /mnt/point
Особенно для случаев, когда такая команда не работает.
01.04.2016Март
Посетила удивительная мысль, что человек находится как бы в постоянном напряжении. В отсутствие Солнца и прочих внешних источников ритма человек перестраивается на 36-часовой суточный цикл, — то есть Солнце как бы всё время подгоняет человека. Никакая естественная диета или даже набор продуктов не восполняет все необходимые телу вещества: нужно догоняться витаминками. Никакая профессия не даёт необходимые в правильном сочетании нагрузку и отдых: нужны дополнительные физические нагрузки и наоборот отдых и перерывы для глаз и мозгов. Никакого равновесия и гармонии!
♯♯♯
Вернулся обратно в Сварм (который отделился в игрушку с чекинами от форсквера) и обнаружил забавный просчёт программистов. Форсквер начал мне советовать места, куда я бы никогда не пошёл и не ходил до этого. А всё, видимо, потому, что пользователи категоризируются по возрасту. И я перешагнул черту в 35 лет и перешёл из категории молодёжи во взрослое население. Ведь понятно, что в какие я заведения ходил, в такие и продолжаю ходить. Не может же у меня появиться мысли: «Так, мне уже 36, поэтому хорошо бы ходить уже в приличные рестораны с лепниной на гипсокартоне, люстрами из стекла под хрусталь, парчёвыми скатертями и шторами с кистями!» Разработчики стартапов, видимо, не предполагают, что их детище просуществует настолько долго, что нужно будет сдвигать категории, следуя за поколением.
♯♯♯
В эпоху информационной перегрузки вкусы эволюционируют в совершенно узкие группы по интересам. Взять хотя бы «Секретные материалы» (да и «Звёздные войны», чего уж там). Группа людей, которая фанатела от них, настолько большая, что в современном мире невозможно сделать что-либо, что бы устроило всю группу. Я, как человек, который почти закончил пересмотр старых «Секретных материалов» могу сказать, что идеальная серия нового сезона — это третья (про Оборотня-Монстра). Это было ещё в феврале, но сформулировалось только сейчас.
♯♯♯
Самое главное! Поразился, насколько непредсказуемо и в свободном режиме какие-то вещи вдруг сами по себе становятся важными и цепляют, а потом наоборот отпускают. Причём так, что даже если я умом понимаю, что не нужно сейчас об этом думать и переживать, то я не могу перестать месить это в голове. А после того, как отпускает, я не могу понять, что же там такого было. Неудивительно, что люди (и я) всё время склонны искать этому объяснение вовне: погодах, магнитных бурях, планетах, колдовстве и просто «такой день». Потому что ну напрочь отсутствует контроль за тем, что же мне считать важным сейчас и по какому поводу убиваться. Аналогия пронзила меня с игрой «Ингресс», про которую в прошлый раз писал. Там есть игровые события, которые происходят в ответ на действия игрока, но с очень маленькой вероятностью. А человеческая психика вообще, как мне кажется, плохо воспринимает вероятность, особенно низкую. Потому что она не связана с воспринимаемой частотой возникновения события. И это рождает легенды о связи действий с результатом каким-то более хитрым образом: например, что щит выбивается лучше, если недавно поставлен, или что нужно с определённых сторон света быть, или бомбы брать не самого высокого уровня, а чуть поменьше. Что, если вообще сознание — это просто функция тела, а? И что всё, что меня волнует — это просто какой-то химический процесс протекает, не моё дело зачем.
30.03.2016Быстрый пинг
Предисловие
Сегодня хочу рассказать про чтение мануалов. Например, с их помощью я выяснил, что чтобы разрабатывать баш-скрипты на маке (он у меня не так давно) под линукс, нужно ставить coreutils. Потому что команды терминала ведут себя по-разному, имеют разные доступные опции и разные дефолтные настройки.
Баш мне вообще очень нравится. Я его довольно плохо знаю, он очень древний и немного уродливый, но даёт совершенно ни с чем не сравнимое удовольствие и чувство гордости, когда получается сделать что-то полезное на нём.
Задача
Очень многие, даже независимо от системы, пользовались командой терминала ping. Она позволяет быстро и наглядно определить, есть ли связь с тем или иным узлом. Передо мной встала задача, чтобы определял наличие связи с узлом скрипт, а не человек с глазами. Нужно было быстро и дёшево получить однозначный ответ в виде кода завершения. Что же, открываем
man ping
Ход решения
- Линуксовый пинг продолжается бесконечно, поэтому нужно ограничить число пакетов. Опция -с.
- Можно сделать пакет меньше с помощью опции -s.
- Можно уменьшить интервал между посылаемыми пакетами (но не меньше 0.2 секунд, если пингует не суперпользователь) с помощью опции -i.
- Или же интервал можно сделать адаптивным, чтобы он сам ускорялся, если ответ пришёл быстро с помощью -A.
- можно не выводить ненужную нашему скрипту информацию с помощью -q и перенаправить стандартный вывод ошибок в никуда.
Что мы получили:
$ ping -A -s16 -c3 -q ya.ru 2>/dev/null
PING ya.ru (93.158.134.3) 16(44) bytes of data.
--- ya.ru ping statistics ---
3 packets transmitted, 3 received, 0% packet loss, time 400ms
rtt min/avg/max/mdev = 1.923/2.075/2.339/0.187 ms, ipg/ewma 200.281/1.973 ms
Пока всё ещё многовато читать. Хорошо бы вытащить только число полученных пакетов. А оно у нас как раз после первой запятой в строчке рядом со словом «received».
$ ping -A -s16 -c3 -q ya.ru 2>/dev/null | grep received
3 packets transmitted, 3 received, 0% packet loss, time 401ms
$ ping -A -s16 -c3 -q ya.ru 2>/dev/null | grep received | awk -F', ' '{print $2}'
3 received
$ ping -A -s16 -c3 -q ya.ru 2>/dev/null | grep received | awk -F', ' '{print $2}' | awk '{print $1}'
3
Почти всё работает быстро, кроме выключенных машин и несуществующих адресов (не имён). В отличие от ошибки DNS пинг требует убедиться, что всё действительно недоступно. Но мне нужно быстро и однозначно. Повезло, что плохое соединение для моей задачи равносильно отсутствию соединения. На помощь приходит timeout:
$ timeout 1 ping -A -s16 -c3 -q ya.ru 2>/dev/null
Теперь нужно передавать фейл дальше и сверять, собственно, число пингов. Получаем наш красивенький быстрый fastping.sh:
#!/bin/bash
cnt=3
to=1
rcvd=$(set -o pipefail; timeout $to ping -A -s16 -c$cnt -q $1 2> /dev/null | grep received | awk -F', ' '{print $2}' | awk '{print $1}')
if [[ $? != 0 || $cnt != $rcvd ]]; then
exit 1
fi
Дополнительно
- man ping
- Полная версия fastping.sh, в которой можно задать число пакетов и таймаут, но они имеют дефолтные значения.
- Пинг на стероидах — fping.
16.03.2016Как я встраивал reCAPTCHA v2 в свой антикварный бложек
Предпосылки
Мы живём в интересное время. Когда я увлекался довольно серьёзно руби он рэйлз, лет шесть-семь назад, была версия руби 1.8.7 и версия рельсов 2.3. Все неспешно переходили на руби 1.9.1 и рэйлз 3.0. Сегодня, пять лет спустя, стабильная версия руби — 2.2.3, а про рельсы уже агитируют переходить на 5.0, хоть и бета. Когда же я начал свой первый проект на ноде — три года назад, — версия node.js была что-то типа 0.22. А сегодня уже 5.8!
А недавно имел разговор с читателем на тему того, что стремительно возросшая популярность джаваскрипта создаёт ситуацию, при которой, уходя в отпуск, программисты рискуют вернуться с устаревшими навыками, потому что за две недели появились три новых прекрасный фреймворка, а два не менее прекрасных — умерли.
Антиквариат
До последнего перерыва, рассказ о начинке моего блога мог бы легко заполнить парочку в меру интересных статей, а сейчас это представляет интерес только для археологов. Что касается движков для блога вообще, то про когда-то популярный ЖЖ все уже забыли. Стремительно набирает моду вести канал в Телеграме. А товарищ мой — Илья — в когда-то давно в качестве платформы для блога сделал самый правильный, как мне сегодня кажется, выбор — генератор статического сайта.
Что ещё? Технология оупенайди, на которой у меня были прикручены комментарии, умерла. Рекапча, которую я прикручивал в комментарии Ире, была куплена Гуглом и ещё пока жива, но уже выпустили вторую версию, и я боюсь, как бы они таки не закрыли первую, как Гугл это умеет делать. Но даже тогда джем, который я использовал, чтобы встроить капчу, волшебным образом исчез из библиотек, и мне пришлось таскать его с собой в папочке vendor. Про вёрстку я даже не говорю.
В общем, для того, чтобы взять и переписать проект с нуля, много ума не нужно. Но сегодня мне интересно покопаться в старье и посмотреть, что ещё из него можно выжать. Поэтому, если вы любите свои старые поделки так, как люблю их я, то очень важно овладеть навыком написания обезьяньих заплаток (monkey patch).
reCAPTCHA v2
Когда я решил использовать новую капчу, я даже не стал искать библиотек. С вероятностью 80% они не заработают на моей старинной системе, и с вероятностью 30% перестанут поддерживаться очень скоро. Просто читаем документацию, встраиваем капчу в форму отправки комментария, а на сервере прямо в методе создания комментария пишем, например:
url = URI.parse('https://www.google.com/recaptcha/api/siteverify')
req = Net::HTTP::Post.new(url.path)
req.set_form_data 'secret' => 'SECRET_KEY',
'response' => params['g-recaptcha-response'],
'remoteip' => request.remote_ip
https = Net::HTTP.new(url.host, url.port)
https.use_ssl = true
https.verify_mode = OpenSSL::SSL::VERIFY_NONE
res = JSON.parse(https.start { |p| p.request req }.body)
if res['success'] ...
И далее с ответом можно делать всё, что угодно. В тонкости уже не вдаюсь, потому что, как может увидеть дорогой читатель, даже хэши у меня написаны с ракетами, а не по-современному с двоеточиями.
Да, это противоречит паттерну MVC, да, это противоречит ООП. Но посмотрите на саму капчу: она не учитывает положения формы на странице, когда открывает своё окно. А также не работает задокументированная фича data-tabindex. Полно хороших библиотек и поделок увядают так и не исправив своих ошибок. Такова реальность программиста сегодня. Красивая библиотека для встраивания в проект на рельсах не сделает эту капчу лучше, но исправлять описанные выше ошибки можно тоже обезьяньими заплатками.
В общем, есть, конечно, определённый кайф в том, чтобы сделать всё максимально по науке и близко к идеалу, но не менее приятно пользоваться смекалкой и собрать что-нибудь из грязи и палок. Безусловно, есть ещё и очень приятное чувство освобождения в том, чтобы разрешить себе делать что-то не идеально.
10.03.2016Эзотерический джаваскрипт
Конечно, это уже не новая история, но меня настолько впечатлило, что я решил написать внеочередную статью. Тем более, что и ребята из ибэя тоже пропустили известие о том, что можно писать валидный джаваскрипт, не используя букв и цифр. Поскольку статья внеурочная, то и иллюстрации сегодня не будет. К тому же фиг проиллюстрируешь эти эзотерические языки программирования.
Что случилось?
Началось всё, я так понимаю, ещё в 2009 году с обсуждений на форумах sla.ckers.org потенциальных возможностей межсайтового скриптинга. Но там ещё был другой синтаксис. Впечатливший же меня пример написания джаваскрипта обнаруживается только в 2012 году. Были и раньше другие заходы. Например, джаваскрипт из японских смайликов. Я же узнал об этом от товарища, который прислал мне ссылку на the daily wtf.
Позволю себе немного пересказать, а дорогому читателю предлагаю прямо открыть консоль и попробовать. Вся эта штука основана на конвертации типов в джаваскрипте при сложении или приведении к булевым значениям. Программировать на джаваскрипте можно всего лишь с помощью восьми символов: [, ], (, ), {, }, ! и +. Вот, что выдаёт мне консоль в ответ на ввод:
> +[]
0
> !+[]
true
> !!+[]
false
> +![]
0
> +!![]
1
> +!![]+!![]
2
> +!![]+!![]+!![]
3
И вот у нас уже есть числа и булевы константы. Теперь нам нужны буквы:
> !![]
true
> !![]+[]
"true"
> ![]
false
> ![]+[]
"false"
> +!![]+!![]
2
> +!![]+!![]+[]
"2"
> ({})
Object {}
> []+{}
"[object Object]"
> ({}[+[]])
undefined
> ({}[+[]])+[]
"undefined"
> +{}
NaN
> +{}+[]
"NaN"
Далее все строковые значения можно получить, комбинируя вышеизложенное, но я буду писать строки в виде строк, чтобы облегчить (сделать возможным) прочтение кода. Используя уже имеющиеся буквы и цифры, можно ещё получить:
> +"1e1000"
Infinity
> +"1e1000"+[]
"Infinity"
> +"1e100"
1e+100
> +"1e100"+[]
"1e+100"
Все буквы (a, b, c, d, e, f, i, j, l, n, o, r, s, t, u, I, O, [, ], <пробел>, +) можно доставать из строк, с помощью квадратных скобок и чисел. Но мы уже давно можем сделать eval — исполнить произвольный код из строки:
> (![]+[])[3]
"s"
> (![]+[])[3]+([]+{})[1]
"so"
...
> []['sort']['constructor']
function Function() { [native code] }
> []['sort']['constructor']('return alert')()
function alert() { [native code] }
> []['sort']['constructor']('return alert')()(1)
/* должен выскочить алерт */
Дело остаётся за малым — получить все остальные символы, с помощью которых можно написать программу. Чтобы уже совсем не чувствовать стеснения. И тут нам на помощь должна прийти функция unescape, которая из знака «%» и аски-кода делает символ. Но у нас пока нет для этого символов «%» и «p». Где же их взять?
> []['sort']['constructor']('return location')()
Location {hash: "", search: "", pathname: "/blog/posts/48", port: "", hostname: "lonelyelk.ru"…}
> []['sort']['constructor']('return location')()+[]
"http://lonelyelk.ru/blog/posts/48"
> ([]['sort']['constructor']('return location')()+[])[3]
"p"
> ({}+[])[0]
"["
> []['sort']['constructor']('return escape')()('[')
"%5D"
> []['sort']['constructor']('return escape')()('[')[0]
"%"
> []['sort']['constructor']('return unescape')()('%'+'7a')
"z"
Не знаю, как ты, дорогой читатель, а я нахожу такое использование джаваскрипта совершенно волшебным. Настолько волшебным, что даже несмотря на уже не первую свежесть темы, мне очень захотелось об этом написать, да ещё и в неурочное время. Все материалы для самостоятельного изучения доступны по ссылкам выше.
02.03.2016Лось
Сейчас меня уже почти не спрашивают: «Почему лось?» Отчасти потому, что я не очень продвигаю этого персонажа, а отчасти потому, что люди думают, что мне просто нравятся лоси, или я их коллекционирую. Второе приводит, например, к тому, что мне дарят разных игрушечных лосей. Это забавный результат, поэтому я считаю, что репутацию местного сумасшедшего нужно поддерживать. Как следствие я начал использовать лосей в повседневной работе.
Терминал
Первым делом нужно, чтобы лось приветствовал меня при каждом открытии терминала или новой его вкладки. Примерно так:
При этом хотелось бы, чтобы у него было разное случайное выражение лица. Для этого нужно в ~/.bash_profile (или какой у вас файл для создания окружения) написать следующее:
eye=(o O @ . - \* \~ °)
let left=${RANDOM}%${#eye[*]}
let right=${RANDOM}%${#eye[*]}
cat << EOF
_ _ _ _ _
| || | ____ | || || |
\ |/ \| /
\____ ${eye[$left]} ${eye[$right]} ______/
| |________
| }=
| __ ____ _ |
|| || || ||
|| || || ||
"" "" "" ""
EOF
Базовая работа с массивами. Встроенная в баш функция случайного числа. Обязательно предварять косой чертой «*» и «~», чтобы они не стали списком файлов и домашней директорией. По-моему — красота!
Spec runner
И, конечно же, для любителей разработки через тестирование нужен правильный репортер:
Здесь нужно пользоваться эскейп кодами для управления положением каретки, то есть курсора. Мало кто помнит, но курсор можно двигать во все стороны на любое количество позиций. Данный пример я собрал для раннера тестов на жасмине. Да, да, я разрабатываю в том числе на node.js и тестирую с помощью jasmine. Ключевая функция для рисования лося вот:
function printElk() {
if (specCount > 1) {
print('\x1b[5A');
}
if (specCount % 2 === 0) {
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' ^^' + eyes() + '^^\n');
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' _____ U\n');
print(specTrail + '~( _ /\n');
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' || ||\n');
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' ^^ ^^\n');
} else {
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' ^^' + eyes() + '^^\n');
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' _____ U\n');
print(specTrail + '`( _ /\n');
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' // \\\\\n');
print(Array(specCount + 1).join(' ') + ' ^^ ^^\n');
}
}
Здесь specTrail и eyes следят за историей вопроса, а вся функция вместо того, чтобы как раньше, ставить точку или F, поднимается на пять строчек вверх и переписывает их полностью.
Бонус
Это не про лося, но тем не менее. Вообще, я считаю, что всегда лучше потратить немного времени, чтобы сделать всё удобно и интересно. Мелочи решают!
Эту вещь придумал не я. Скорее всего, до меня её придумали неоднократно, и я не могу найти первоисточник. Тем не менее, считаю, что это очень полезная вещь, и нужно ей поделиться. Речь идёт о том, чтобы показывать статус завершения предыдущей команды в строке запроса баша.
export PS1="\[\e]0;\u@\h: \W\a\`if [ \$? = 0 ];then echo \[\e[32m\]^_^\[\e[0m\];else echo \[\e[31m\]o_O\[\e[0m\];fi\`[\u@\h: \w][\$(rvm-prompt v)][\$(nvm_version)]\$(parse_git_branch)\$ "
Это моя строка запроса. В её начале мы видим или зелёный довольный смайлик, или красный удивлённый. Благодаря вот этой части:
\`if [ \$? = 0 ];then echo \[\e[32m\]^_^\[\e[0m\];else echo \[\e[31m\]o_O\[\e[0m\];fi\`
Когда сделал себе и привык, то теперь просто не понимаю, как другие без этого обходятся.