25.04.2016Швейцария апрель 2016
Чтобы не затягивать.
Детали
В Швейцарии начали менять банкноты. Текущая серия самых красивых банкнот, что я когда-либо видел, была выпущена аж в 1995 году. С 2016 года Национальный банк Швейцарии решил выпускать новую серию. Больше степеней защиты, меньше размер, чтобы влазить в большее количество кошельков. Начали плавно, с одной банкноты. В городах висят плакаты. Продавцы в магазинах бурчат: «Что за фантики выпустили?» Ребята, но ведь и до этого ваши самые красивые банкноты все эти 20 лет все остальные, кроме вас, считали фантиками!
Кстати, о деньгах. В Историческом музее Люцерны совершенно отличная стойка с монетами. Они выдвигаются на плоских ящиках по эпохам. Рядом лежит сканер штрих-кодов. А на мониторе показывают крупнее изображение и пишут, что там изображено, и когда было в обращении то, что отсканировано.
По-прежнему не отпускает «лебедевское краеведение», даже после двухлетнего перерыва от поездок за границу. В этот раз заметил, что в Цюрихе говноскрёбы для обуви на домах обращены к стене дома, чтобы упираться руками в стену, когда отскребаешь подошвы, а в Люцерне — перпендикулярно стене, чтобы чистить обувь, прислонившись к стене плечом. Но фоток не будет, как и обувь о них уже никто давно не чистит.
Уже писал, что швейцарцы изобрели шрифт гельветику и вёрстку по сетке. Немецкоговорящая Швейцария — это место, где порядок управляет человеком, а не наоборот. Вот, например, в «коммиссионку» зашли. Стоечка с б/ушными горшками:
В центре города полно домов, на которых написано, что построены они в 13хх годах. Практичный подход: стены стоят давно, но отделаны каждый раз с ремонтом. В итоге всё не разваливается и не требует дорогостоящей поддержки вида «под старину», и при этом настоящее старьё. Некоторые детали оставляют «как было». Например, даты над окнами и дверями. Они, кстати, означают не год, когда дом построен, а год, когда окно или дверь прорублены.
В Ботаническом саду Цюрихского университета видели цветок, который пахнет тухлой рыбой. Я знал о его существовании, но реальность запаха так меня поразила, что я его для вас сфоткал:
Музеи
В Цюрихе мы нашли экспозицию в виртуальной реальности. В пустом помещении с тегами на стенах ты ходишь с планшетом, глядя через него на виртуальную шибу, которая зовёт за собой и награждает всяким случайным хламом за послушание. Работа Иана Ченга. Случайно сгенерированный контент (и ВР и видео), который может занять столько времени, сколько ты можешь потратить. выглядит примерно так.
Музеи науки, конечно, — мои любимые. Посетили огромнейший музей «Технорама». Это, скажу я вам, в разы круче всех парков развлечений. Снаружи. Внутри.
Также мы ездили в Люцерну. Там проходил юбилейный 25-й фестиваль комиксов Фуметто. Мне нравятся комиксисты. У них чаще порядок с сюжетом и персонажами, чем у прочих иллюстраторов и художников. Я человек простой и не готов сильно напрягать воображение, чтобы получить удовольствие от искусства.
Ира с ребятами участвовали и сделали комикс «PersonaЖ». Который выставлялся в отеле, в здании которого раньше была тюрьма. Он так и называется The Jailhotel.
Про оформление мероприятия хочется сказать отдельно. Все сопутствующие микро-выставки проходили по всему городу. Так называемые «сателлиты» проходили в отелях, ресторанах и магазинах. Поскольку расписание магазинов не совпадает с режимами работы фестиваля, то основная экспозиция делалась, как правило, в витрине. И это, скажу я вам, весьма круто. Вот, например, ювелирный магазин, где работы использованы как подставки для украшений, которые лежали там и до этого.
Заглавные выставки были отличные. Совершенно безумный картон от психопата Сейко:
Самое, на мой взгляд, крутое размещение выставки в городе — это «Неизвестная история роботов», которую разместили в Историческом музее. Том Голд, я уверен, изучил музей и вписался туда просто суперски. Среди настоящих исторических экспонатов его экспонаты была помечены специальным знаком. Интересно их находить и заодно можно к истории приобщиться.
Да и сама история роботов по тематике ложится в концепцию музея.
Литературный клуб
Пользуясь случаем посетили «Литературный клуб в Цюрихе», который делает наша очень хорошая подруга. Вот уже два года он проходит в помещении с некоторым количеством сохранившихся старых фресок.
Особо отмечу две вещи.
- Это очень круто, когда то, что человек делает для удовольствия, вырастает во что-то заметное и оформившееся. И можно позвонить и не просто какая-то Саша приглашает известного режиссёра или писателя, а предложение к нему поступает принять участие в Литературном клубе. Том самом!
- Эта встреча была посвящена Достоевскому, который в Швейцарии жил, и многие герои романов которого как-то со Швейцарией пересекались. Я не очень любил читать в школе, да и сейчас почти не читаю не по работе. Но обсуждение тонкостей творчества и биографии Достоевского людьми, которые, во-первых, эмоционально вовлечены, а во-вторых, находятся в общем подробном контексте, вызвало у меня желание восполнить пробелы конкретно в Достоевском. Очень вдохновляюще.