03.02.2011Литра
В школе самым презираемым мной человеком был Виссарион Григорьевич Белинский. Возможно, я уже тогда чувствовал, насколько яд чужой авторитетной оценки окружающих явлений или меня самого способен отравить мою реальность. И старался от подобного себя оградить. Юношеский максимализм распространил ограждение на всю литературу, надолго лишив меня радости прочтения книги. Это было и до знакомства с творчеством Белинского, но когда я узнал о его существовании, то вся нелюбовь к тому, что кто-то выбирает, какие произведения мне «проходить», вылилась на него. Он как бы воплотил в себе ту фигуру, которая говорит, что в литературе важно, как нужно это интерпретировать и почему любить.
Всем моим друзьям я уже по несколько раз рассказал историю, которая даёт представление о масштабе катастрофы. Каждое лето я уезжал к бабушке в деревню. И меня заставляли отрываться от велосипеда и читать по часу в день книги из списка заданного на лето. И у меня была книга, в которой были два произведения: «повесть о настоящем человеке» и «судьба барабанщика». Так вот в этих ежедневных часовых муках я прочитал треть «судьбы барабанщика», пока понял, что «повесть о настоящем человеке» уже закончилась, и это совсем другая история.
Потом, конечно, долгие годы я учился (да и продолжаю до сих пор) самостоятельно определять, что из того, что делаю я или другие, мне нравится, а что нет. Шекспир так и остался для меня маленьким говнюком, Пелевин, не смотря на тухлые отзывы, всё так же нравится, «Цветочный крест», не смотря на Букер и понравившееся мне эпатажное начало, имеет сомнительную литературную ценность, а Ильф с Петровым появились в моей жизни поздновато: прочти я их в школе — полюбил бы ещё больше.
Не надо иметь искусствоведческое образование, чтобы определить, нравится тебе «Герника» Пикассо или нет. Есть, конечно, такая вещь, как вкус, но он критикой не воспитывается. А воспитывается он через соприкосновение по своей воле с большим количеством объектов творчества.
Поэтому, если у вас есть книга или спектакль, которые из последнего вам понравились (без объяснения причин), то порекомендуйте мне их в комментариях.
А если у вас завтра (то есть уже сегодня, 3-го февраля) есть свободное время вечером, то сходите на спектакль Паперного «Река». Сегодня (то есть уже вчера) у Иры был день рождения, и мы пошли на этот спектакль. И когда мы на него пошли, то я даже не знал, кто такой Алексей Паперный. Удовольствия от этого меньше не стало.