25.07.2014Кому на Руси жить хорошо
Как и обещал, подумал основательно на тему темы. Пришёл к выводу, что носит это абсолютно случайный характер. Основополагающие причины: два существенных недостатка устройства человеческого мышления: неспособность воспринимать сложность мира и неспособность воспринимать сложность человека.
Про сложность мира. Устройство человеческой памяти требует, чтобы всё было взаимосвязано. Чтобы была история. Чтобы были причина — и следствие. Тогда появляется уверенность и исчезает тревога. Тогда есть опыт, который можно усвоить и передать. Но способности мышления и в целом устройство процессов с большим количеством компонентов этого не позволяют. Настоящую Причину Сложных Процессов определить невозможно. Вот посмотрите, к примеру видяшечку на английском про Великую депрессию. Это случилось давно, но до сих пор точно неизвестно, что вызвало Великую депрессию. Или, другими словами, есть множество внутренне непротиворечиых теорий о том, что служило причиной, но гарантий того, что это не повторится, не существует. Все факты известны, вся картина описана во всех подробностях, но понять событие настолько, чтобы в будущем его гарантированно избежать — невозможно. Как человек попавший в беду, переживший травму, неизбежно выделяет причину, ищет виноватого. Потому что жить с ощущением того, что в любой момент может случиться что угодно, невозможно для психики. Так и в глобальных событиях нужно найти Одну Причину. И тут на помощь приходит эмоциональная составляющая. Из множества объяснений и поиска причин можно выбрать теорию, которая подтверждает мифы и латентные опасения. Так явный или латентный расист будет склонен пропагандировать теории о закате ядерной державы ЮАР или банкротстве столицы автомобильной промышленности Детройта или погромах овощебазы в Бирюлёво, в которых причина всему — неполноценные расы. Империалист выберет винить демократию как строй и излишнюю свободу на местах. И картина мира от этого становится прочнее, тревога уходит совсем, появляется ясность и простота. Доходит до смешного. Любой дворник может иметь мнение о правильном размере ставки рефинансирования. И не потому что он проанализировал множество примеров развития экономик и влияния на них изменения ставки рефинансирования, изолируя только её влияние.
В этом нет ничего плохого или стыдного. Так устроена голова. Необходимо стараться это учитывать. Системы, в которых тысячи или сотни тысяч человек, не могут быть восприняты и объяснены с помощью аппарата, который эволюционировал, выживал и тренировался в маленьких коммунах.
Теперь про людей. Человеческая личность и человеческая жизнь сложнее набора мнений и принципов. Ориентирование в окружающем мире по большей части происходит эмоционально. Особенно тяжело с этой мыслью тем, кто считает себя рациональным и умным. На своём опыте я убедился, что ум и логика просто обосновывают эмоциональное восприятие. Если в первые 15 секунд разговора человек понравился, то он пройдёт собеседование и все его слова и факты будут интерпретированы в его пользу. Если не понравился, то интерпретация будет работать против. Вооружённые этим знанием компании, например, при найме на работу используют специальных людей со специальными техниками, чтобы действительно отделить реальные нужные для работы качества человека от симпатий.
Дополнительно это осложняется тем, что любой человек нецелостен. Мне очень нравится целостность как качество, но полностью я его ни в ком не встречал. Цельную позицию можно встретить только в интернете на словах. В реальности так: с одной стороны я бы хотел, чтобы те редкие вечера несколько раз в году, когда под окном шумно, а мне не спится, компании под окнами жёстко разгоняли с милицией и дубинками. А с другой стороны, я тоже был в возрасте, когда ночью шумел на улице или пытался блевать в маршрутке. И я бы не хотел, чтобы ко мне или моим друзьям, которые из этого возраста не вышли, мир был бы жётским. Да и вообще в целом, с одной стороны мне хочется, что бы те, кто не выполняет правила (например, паркуется на зебрах), были жёстко наказаны, а с другой стороны я понимаю, что в жёсткости отсутствует возможность развития и изменения. С одной стороны мне приятно, что на президента моей страны многие проецируют свои мифы о могуществе, как будто миллиарды людей, целые страны не могут ничего с ним, одним человеком, сделать, с другой стороны мне горько от того, что у тех, с кем у меня раньше были совместные мечты изменить мир, пределом мечтаний стало то, чтобы кто-нибудь уволил Путина, пока они заняты другими делами. С одной стороны мне очень нравится жить и работать в России, а с другой — у меня есть недвижимость за границей, и я люблю ездить в другие страны (и не люблю визы). Мне нравится заграница как опыт, как упражнение для головы и души, и я не езжу туда отдыхать от ужасной России и всегда с удовольствием и энтузиазмом возвращаюсь. Потом лучше работается. Это важная часть моей жизни. При этом я, конечно, не терплю, когда тот, у кого Россия вызывает отвращение, кто уехал за границу от неё, решает как мне здесь жить правильнее.
Все, кого я знаю, вне зависимости от политических взглядов, предъявляют к себе — одни требования, к другим — другие. Никто из них не позволяет этого всем другим людям.
И я действительно пытался найти общий паттерн, который бы отделял тех, кто ругает власть. Ну, там, проекция детско-родительских отношений, миф о могуществе и беспомощности, отношения с ответственностью, attention whoring disorder. И пришёл к выводу, что хоть все эти компоненты и присутствуют в разной степени, но объединяет всех, кто ругает власть просто то, что им не повезло. Так в какой-то момент отреагировало то эмоционально-иррациональное существо, которым является человек, а ум потом был вынужден это всё обосновывать. Теперь они живут в ужасной стране.
Вот, что хочу сказать напоследок. За свои 34 года я твёрдо усвоил, что никакая вера, никакая идеология, никакие правила, никакие политические взгляды не гарантируют, что у человека будет всё хорошо или всё плохо. Нельзя ничего такого понять или увидеть, чтобы вдруг гарантированно стало хорошо или плохо. Но всегда у судьбы есть в запасе такие ситуации, что то, что казалось добром может начать казаться злом и наоборот. Такие дела.